[ка-эм-эс-лайф]
поиск по сайту
Комсомольск-на-Амуре.
Город, в котором мы живем.
новости
статьи
фотогалерея
форум
блоги
знакомства
Статьи

Главная страница / Статьи


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

25.01.2016 

От МиГ-17 к Су-7

Сегодня, 25 января, исполняется 60 лет сотрудничества авиазавода города Юности с ОКБ П. О. Сухого. После МиГ-17, минуя вертолёты Ми-1, завод города юности вырвал для себя новенький Су-7. Директор завода Ф.А. Березницкий в тот момент приложил все усилия к тому, чтобы завод продолжал жить, и только как самолетостроительный. В Москве ему говорили: "Су-7 пойдет в Комсомольск только через мой труп. Нам нужен завод изготовитель высокого уровня! Мы схватили жар птицу, но держим ее еще пока не крепко… А что это – Комсомольск?! Там, говорят, медведи на завод приходят. " Но Березницкий убедил всех.

***

Сегодня, 25 января, исполняется 60 лет сотрудничеству филиала ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им.Ю.А. Гагарина» с ОКБ П.О. Сухого. После МиГ-17, минуя вертолёты Ми-1, завод города юности вырвал для себя новенький Су-7.

Городской сайт KmsLife.ru пару лет назад публиковал воспоминания дочери директора нашего авиазавода 50-х годов Ф. А. Березницкого. Накануне Комсомольский авиастроительный завод мог превратиться в вертолётостроительный. Мы писали об этом в отдельной статье. Тогда производство МиГ-17 прекращалось, нового освоенного самолёта для города юности не было, и завод стоял на распутье.

пл Гагарина в 50 годы.jpg


Директор завода Ф.А. Березницкий в тот момент приложил все усилия к тому, чтобы завод продолжал жить, и только как самолетостроительный.

Березницкий на мосту через Силинку в 50 годы.jpg


На фото: Директор авиазавода Ф. А. Березницкий с семьёй на мосту через р. Силинка, 50-е годы.


Необходим был такой самолет, который обеспечил бы авиационному заводу полноценную загрузку и дал возможность дальнейшего развития.

Как вспоминала дочь Филиппа Аввакумовича, В. Ф. Березницкая, "В третьем квартале 1955 г. более месяца Ф.А. Березницкий вместе с С.И. Файвишевским, который в то время был заместителем главного технолога по вопросам подготовки производства, ходили по высоким инстанциям в Москве. Они посетили Министерство авиационной промышленности, Госплан СССР, ОКБ ряда генеральных конструкторов, пытаясь найти для завода самолет, отвечающий требованиям времени. На стапелях опытного завода КБ Микояна собирался МиГ-21, но этот самолет уже был «привязан» к другому заводу".

Когда поиски достойной машины для завода не увенчались успехом, министр П. В. Дементьев дал осторожный и уклончивый совет побывать в ОКБ Сухого.

Отношение руководящих органов к этому ОКБ было разным. Некоторые конструктивные разработки оценивались высоко, но многие образцы военной техники не доводились до серийного выпуска. Осенью 1955 г. в ОКБ был построен первый опытный экземпляр нового, сверхзвукового истребителя С-1 со стреловидным крылом – прототипа будущего Су 7.

В министерстве высказывалась идея передать производство нового самолета на завод № 126, но у этой идеи было много противников. Прежде всего, причина возражений была в том, что завод в Комсомольске до сих пор работал лишь по отработанной технологии, никогда не выпускал принципиально новых машин, был «ведомым». Кроме того, отдаленность завода тоже добавляла сомнений в целесообразности передачи ему нового самолета.

П. В. Дементьев, скорее всего, не сообщал Ф. А. Березницкому об этих внутриминистерских разногласиях. Для министерства важно было самостоятельное мнение директора завода о новой машине, а также его позиция: выскажет ли директор желание и готовность взять новый самолет на вверенный ему завод.

Получив уклончивый, не совсем определенный совет министра, Ф. А. Березницкий сразу же направился в ОКБ, где его ознакомили с проектом.

Ему понравились оригинальные разработки в конструкции сверхзвукового фронтового истребителя. Инженерное чутье подсказало директору, что у этого самолета большое будущее, и тем самым открывается новый, перспективный путь развития завода. И директор твердо решил: нужно, чтобы освоение производства Су-7 было передано заводу. Но машина еще не прошла государственных испытаний, была не доработанной, «сырой», не готовой для серийного производства, нуждалась в доводке.

Главный технолог главка Эдельман, как вспоминал Ф. А. Березницкий, сказал: «Эта машина пойдет в Комсомольск только через мой труп. Нам нужен завод изготовитель высокого уровня! Мы схватили жар птицу, но держим ее еще пока не крепко… А что это – Комсомольск?! Там, говорят, медведи на завод приходят. В Комсомольске завод подготовлен недостаточно. Мы угробим не только машину, но и себя».

Ф. А. Березницкий знал, что переход к производству совершенно нового, необычного сверхзвукового самолета породит множество проблем. Потребуется коренная пере-стройка производства, освоение новых технологий и преодоление массы других трудностей. Справится ли коллектив завода со всеми задачами, которые предстоит решать?

Помимо всего прочего, для такого самолета требовалась взлетная полоса вдвое длиннее, чем существовавшая на заводском аэродроме "Дзёмги". Но директор не мог даже обмолвиться об этом: тогда завод точно не получил бы самолет, так как нельзя делать машину там, где ее невозможно испытывать.

В воспоминаниях Березницкий умалчивает обо всех своих сомнениях и тревогах, он просто констатирует, что принял твердое решение брать машину. Но Файвишевский, бывший с ним рядом в то время, оставил свидетельство того, какого мучительного напряжения, всестороннего анализа и сверхответственности это стоило:

«В мировой авиационной практике немного найдется примеров, когда экспериментальная машина, находящаяся еще в стадии конструктивной доводки, одновременно ставилась на серийное производство.

Ф.А. Березницкому, практически одному, нужно было принять трудное решение на грани максимального риска для себя и завода. Трое суток мучительных размышлений, видимо, запомнились ему на всю жизнь. Четко поставленные цели, интуиция в сочетании с опытом, инженерным расчетом, безоговорочной верой в свой коллектив – все это помогло принять окончательное решение».

На совещании у министра Ф.А. Березницкий был настойчив и убедителен, он уверенно заявил, что возглавляемый им завод осуществит конструктивную доводку, освоение производства и выпуск нового истребителя. И он добился передачи производства новейшего самолета на завод № 126. П.В. Дементьев поддержал его, убедил разработчиков, что в Комсомольске люди привыкли работать самостоятельно и преодолевают сами, без помощи со стороны, многие трудности. Он рекомендовал держаться Комсомольска и обещал заводу необходимую поддержку министерства при запуске новой машины. Судьба завода решилась. Новый сверхзвуковой фронтовой истребитель С 1 (Су-7) постановили делать в Комсомольске.


Су 7.jpg


В январе 1956 г. министр П.В. Дементьев подписал распоряжение: «Разрешаю приступить к подготовке производства малой серии самолета С-1 с обеспечением выпуска 10 самолетов в первом квартале 1957 года». На Комсомольском на Амуре авиационном заводе начинается подготовка производства.

В первом квартале 1956 г. ОКБ передало в Комсомольск-на-Амуре полный комплект рабочих чертежей на опытный самолет. Так по личной инициативе Ф.А. Березницкого началось творческое сотрудничество Комсомольского на Амуре авиастроительного завода с ОКБ П.О. Сухого, которое продолжается уже почти 60 лет".

ФА Березницкий.jpg


Творческая инициатива, ответственность и высокая квалификация заводского коллектива позволили справиться со всеми трудностями. Серийное производство боевого самолета Су 7 завод освоил, впервые работая в условиях одновременной конструктивной и технологической доводки самолета, всего за 14 месяцев: первый серийный сверхзвуковой фронтовой истребитель Су-7 был сдан заказчику 12 августа 1957 г.


Генерал майор авиации П.И. Журавлев в своей книге «От Су-7 до Су-47» (М.: Машиностроение – Полет, 2003) отмечает:
"В короткие сроки заводчане реконструировали и перепланировали многие цехи, изготовили большое количество новой оснастки, получили новое оборудование, освоили новейшие технологические процессы. В декабре 1957 г. на заводе были собраны первые четыре головных самолета Су-7, и в марте 1958 г. летчик испытатель ЛИИ В.М. Пронякин поднял первый серийный Су 7 в воздух. Это была важная победа КБ П.О. Сухого и серийного завода, где директором тогда был Ф.А. Березницкий, главным инженером Г.А. Мунгалов, начальником филиала ОКБ В.И. Зименко, а старшим военпредом подполковник А.В. Коробков".


Как сказано выше, сам аэродром "Дзёмги" до Су-7 был меньше, чем сейчас. Маленького аэродрома хватало для первых Р-5, винтовых Ил-4, полковых "АэроКобр" и гражданских Ли-2.

35908_original.jpg


Хватало ВПП и для первого поколения реактивных ястребков.  Удлинили взлётно-посадочную полосу специально под Су-7 - для новой машины требовалось не менее 2500 м ровной бетонки.

В своих воспоминаниях Ф.А. Березницкий упомянул о решении этой проблемы:

«Взлетная полоса заводского аэродрома обеспечивала взлет и посадку МиГ 17, а для самолета Су 7 ее длина уже не годилась. Необходимо было вдвое удлинить взлетную полосу в сторону так называемого шестого участка, а там проходила железная дорога с полустанком “Дземги”. <…> В спешном порядке мы засыпали овраги, неровности, делали подсыпку, укладывали бетонные плиты. Довели полосу до железнодорожного полотна. <…> Посоветовались с летчиками испытателями. Мнение их было таким: ведите полосу дальше, лишь бы не было ступеньки.
Тогда мы уже полным ходом готовили проект переноса железнодорожной ветки и полустанка. В итоге от переноса железнодорожного полотна и полустанка никто не пострадал».


***

Многолетнее плодотворное партнерство, которое продолжается и поныне, началось с 1956 года, когда распоряжением министра авиационной промышленности ОКБ П.О. Сухого передало заводу конструкторскую документацию на самолет Су-7, пишет сегодня пресс-служба филиала "КнААЗ" компании "Сухой".

В дальнейшем коллективу, прибавившему в профессионализме, головное КБ ставило задачи не только конструкторского сопровождения, но и разработки документов на различные модификации: Су-7БМ, Су-7БКЛ, Су-7БМК, Су-17, Су-17М2, Су-17М3, Су-20, Су-22.

Су 17.jpg

За шесть десятилетий ОКБ П.О. Сухого и Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом пройден большой творческий путь.


Су 22.jpg


С нуля освоен Су-27, множество его модификаций.


Су 27.jpg


 Построен новейший гражданский региональный самолёт Су-80. С аэродрома "Дзёмги" Су-80 совершил первый полёт.

су80.jpg


Дальше, с 1 января 2013 года ОКБ Сухого вместе с КнААЗ им. Ю.А. Гагарина и НАЗ им. В.П. Чкалова вошло в качестве филиала в структуру Компании «Сухой».

Как пишет сегодня пресс-служба филиала компании "Сухой", в 2008 году были начаты летные испытания Су-35 – глубоко модернизированного сверхманевренного многофункционального истребителя поколения «4++», в котором использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса. Эти машины сегодня серийно строятся на Филиале ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина». Крупная партия Су-35С уже поставлена на вооружение.

su-35_01_big.jpg

Головной исполнитель в разработке и строительстве истребителя пятого поколения Компания «Сухой» обладает наивысшим интеллектуальным и творческим потенциалом в России. Успешные летные испытания проходят опытные образцы перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации.

Т (1).jpg

P. S.: На Комсомольском-на-Амуре авиационном предприятии стоят самолёты-памятники практически всех "изделий", выпускавшихся в небо с нашего аэродрома. Нет только Су-7. Не найден годный экземпляр спустя годы. Самолёт-памятник Су-7 есть в Хабаровске! Организуем перенос истребителя на завод-изготовитель?!

Су-7б в Хабаровске 75 год.jpg

Автор:  Павел Трутнев
Количество просмотров: 2354

     

Список форумов
Новые темы
Поиск по форумам
Помощь
Войти


Тема: «От МиГ-17 к Су-7 » в форуме: Обсуждение материалов сайта   Просмотров: 3483
 
Павел Трутнев
Администратор

 
Всего сообщений: 1642
Дата регистрации: 03.02.2007
Создано: 25.01.2016 15:20:34
 
 
О P. S.в статье: дело в том, что ко мне обращались заводчане, как бы инициировать, запросить, узнать о Су-7 в Хабаровске. Мол, жив ли он там. Как бы его к нам перенести. На родину...
 
Профиль
E-Mail
Наверх



Читают тему
гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0


Список форумов
Новые темы
Поиск по форумам
Помощь
Войти







Главная страница / Статьи


 

Новости
в Комсомольске
09.06.2019  Краеведческий музей приглашает комсомольчан на экскурсию по городу «Комсомольск начинался с палаток» 12 июня
05.05.2019  Новым руководителем коммунистов Хабаровского края избран уроженец Комсомольска-на-Амуре Пётр Перевезенцев
01.04.2019  День открытых дверей в Краеведческом музее прошёл к его 80-летию (ФОТО)
16.03.2019  В Комсомольске-на-Амуре, в рамках Всемирного дня поэзии в библиотеке им. Н. Островского пройдёт творческая встреча с поэтом Вадимом Воеводиным
09.03.2019  Представители Хабаровского краевого актива КПРФ встречались сегодня с городскими коммунистами

в регионе
03.04.2019  Олег Ожегов назначен на должность министра имущественных отношений Хабаровского края
03.04.2019  Дополнительно 2,5 млрд рублей получит Дальний Восток на субсидирование авиаперелетов
02.04.2019  Губернатор Иркутской области коммунист Левченко предложил ввести запрет на вывоз круглого леса
31.03.2019  Виктора Ишаева послали лесом. Чем еще владеет хозяин Дальнего Востока после выхода на пенсию
16.03.2019  В Хабаровский край прилетел зам Председателя ЦК КПРФ Юрий Афонин
Сервисы
-Знакомства в Комсомольске
-Вид на Комсомольск со спутника
Популярные разделы
-Литература
-Музыка

 


© ТОО «КМС-Лайф», 2006-2007
При использовании материалов сайта
гиперссылка на kmslife.ru обязательна.
Разработка и продвижение «Парасоль»
главная
страница
сведения
о городе
выбираем
покупаем
учеба
работа
отдых
общение
новостистатьифотогалереяфорумблогизнакомства
реклама на сайте
о нашем сайте
наши партнеры
контакты