[ка-эм-эс-лайф]
поиск по сайту
Комсомольск-на-Амуре.
Город, в котором мы живем.
новости
статьи
фотогалерея
форум
блоги
знакомства
Статьи

Главная страница / Статьи


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

08.06.2013 

Глазами НКВД: Строительство авиазавода №126 в Комсомольске-на-Амуре

Недавно у меня образовалось немного свободного времени на Дземгах, которое я с удовольствием провел в фондах музея авиазавода. Меня привлекла самодельная книга. Я открыл ее и полтора часа, стоя у стеллажа, неотрывно читал. Директор музея Чиркина Т.Б. дала мне книгу с собой дочитать, объяснив, что эти материалы передала в музей Бурмистрова Н.В.

Наполненный впечатлениями, я посчитал для себя необходимым донести эту книгу до комсомольчан и отсканировал ее.

Власов Н.С. прислал в Комсомольск свои четыре машинописные книги, рассказывающие о разных периодах его жизни. Я веду разговор об одной части – о строительстве завода 126. Это второе издание автора 1987 года. Николай Степанович продолжал работать и над ним, о чем свидетельствуют его многочисленные карандашные заметки на полях. Я помещаю материал «как есть».

Власов рассказывает о самом начальном периоде строительства завода №126. Я немало читал о первостроителях города. Но это не обобщающий пересказ журналиста, партийного или комсомольского активиста. Это рассказ оперативного работника ОГПУ, ответственного за положение дел на авиазаводе.

Его личные взгляды на происходящее вызывают уважение своей откровенностью. Многие эпизоды строительства, обозначенные только контурами в воспоминаниях других авторов, у него показаны с холодной подробностью. По ряду эпизодов прямо чувствуется внутренняя боль автора от бессилия изменить ситуацию. Нет, он не перечеркивает энтузиазм первых молодых строителей завода, но обращает внимание на безответственное и даже преступное попустительство многих руководителей к своим обязанностям по созданию нормальных бытовых условий для людей.

Не буду пересказывать книгу, каждый читающий получит свои впечатления. Отмечу лишь два момента.

Власов, вызвав на допрос девушку, нашел в дальнейшем в ее лице верную спутницу жизни. Невероятно, в каких обстоятельствах зарождается любовь между молодыми людьми.

И еще. Дело о «вредительской группе под руководством директора Кузнецова Кузьмы Дмитриевича». Власов ярко показал изнутри всю преступную надуманность этого громкого дела. Карьеристы, прорываясь по служебной лестнице, шагали по живым людям. Мы видим, что система репрессий формировалась сверху и снизу, питаясь низменными качествами отдельных людей. Власов не мог смириться с такой нездоровой обстановкой в горотделе НКВД, выбрал путь ухода в сторону, оговорив себя.

Не нам сейчас давать советы, как можно было бы еще поступить в той обстановке. Он сам впоследствии многократно возвращался к этому факту своей жизни в поисках другого возможного решения.

В книге я привожу биографию Власова Н.С. Его жизни хватило бы на несколько жизней: председатель сельсовета, первостроитель Комсомольска, участник финской войны, участник Великой Отечественной войны, участник прорыва блокады Ленинграда, послевоенная работа. Правительственные награды свидетельствуют о личном мужестве и высоких моральных качествах Власова Николая Степановича.

Готовя к публикации на KmsLife.ru эту статью, я обратился непосредственно к Бурмистровой Н. В., руководителю музея АЗиГ в советское время. Вот что рассказала Нина Викторовна о своей переписке с первым оперуполномоченным ОГПУ строящегося авиазавода, о Власове Николае Степановиче:

«За время моей работы руководителем заводского музея (1986-93гг) я вела переписку со многими работниками завода, которые по разным причинам оказались далеко за пределами нашего города: первостроители, «Воронежцы», хетагуровки, участники Великой Отечественной войны и трудового фронта. По письмам было видно, что музей для них - связующая ниточка времени, когда они честно и самоотверженно трудились на благо завода и города. Какие же это были интересные письма!

Но самое незабываемое впечатление у меня оставила переписка с Николаем Степановичем Власовым», - рассказывает Нина Викторовна. – «Он был уполномоченным ОГПУ на строящемся авиационном заводе. Моя переписка с ним оказалась настолько тёплой и ему было так приятно получать весточки из далёкого Комсомольска-на-Амуре, проживая в Новгороде Великом, что по его выражению мы стали с ним «почти родными». Его интересовало каким стал наш город, чем живут завод и его люди. Николаю Степановичу было не безразлично всё, к чему он был причастен и что его окружало. Находясь в преклонном возрасте (старше 80 лет), он решил изложить свои воспоминания в книгах, которые никогда и нигде не были изданы. Он просто хотел оставить память о далеких событиях для родных и близких. Печатал эти книги на старенькой пишущей машинке, одним пальцем. Когда плохо себя чувствовал, в работе ему помогала жена.

Наша переписка продолжалась до 1997 года. За это время он подарил мне свои рукописные книги. Совсем недавно я передала в музей завода часть книг и его письма. У меня на руках осталась ещё одна книга его воспоминаний о военных годах и одно письмо. Дойдёт очередь и до них, я непременно всё передам в музей, а пока я ими очень дорожу, часто перечитываю и постоянно восторгаюсь многогранной жизнью этого удивительного человека.

Кто знает, а может быть его внуки, правнуки или просто люди, которые его знали и работали с ним, откликнутся. Мы все очень бы этого хотели.

Бурмистрова Н. В., руководитель авиационного заводского музея (1986-1993гг)».

Скачать книгу.

Автор:  Хорошилов Е. Н.
Количество просмотров: 9139

     

Список форумов
Новые темы
Поиск по форумам
Помощь
Войти

Сообщения 1 - 10 из 16
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец 

Тема: «Глазами НКВД: Строительство авиазавода №126 в Комсомольске-на-Амуре » в форуме: Обсуждение материалов сайта   Просмотров: 39553
 
Павел Трутнев
Администратор

 
Всего сообщений: 1607
Дата регистрации: 03.02.2007
Создано: 08.06.2013 15:09:05
 
 
Увлекательное чтение! Новый взгляд, ещё одна оценка событий. Согласитесь, нужная публикация на KmsLife.ru
 
Профиль
E-Mail
Наверх
Сиреневый
Завсегдатай

 
Всего сообщений: 266
Дата регистрации: 29.04.2008
Создано: 09.06.2013 06:01:44
 
 
Спасибо автору! Эксклюзив от НКВД рулит!!! :)
 
Профиль
E-Mail
Наверх
Сентябринка
Завсегдатай

 
Всего сообщений: 245
Дата регистрации: 22.03.2007
Создано: 09.06.2013 13:42:06
 
 
Противоречиво все как - надо внимательно почитать. Скачала - три дня не беспокоить!
 
Профиль
E-Mail
Наверх
Self
Посетитель
 
Всего сообщений: 30
Дата регистрации: 25.01.2008
Создано: 10.06.2013 15:05:24
 
 
Прочитал биографию Власова. По ней можно снимать фильм о герое!
 
Профиль
E-Mail
Наверх
Lev
Постоялец

 
Всего сообщений: 127
Дата регистрации: 11.07.2007
Создано: 13.06.2013 03:52:30
 
 
+1 скачал, буду читать :!:
 
Профиль
E-Mail
Наверх
Светлана
Модератор
 
Всего сообщений: 14
Дата регистрации: 03.08.2012
Создано: 27.06.2013 13:07:19
 
 
Николай Власов - оперуполномоченный ОГПУ-НКВД, прибывший в 1932 году в Комсомольск-на-Амуре и прикомандированный к авиационному заводу (ныне КнААЗ). Проработав несколько лет, в 1937 году он уволился из органов и вернулся на родину, в Архангельскую область. О своей работе на Дальнем Востоке, о жизни в Комсомольске 30-х годов, об общей обстановке в стране он написал в этом самиздате. Рукопись он отправил в музей авиазавода, где она была обнаружена и оцифрована Е.Н. Хорошиловым, за что ему огромное спасибо. Читать очень любопытно. Свидетельства очевидцев – штука непростая. С одной стороны, свидетельства из первых уст драгоценны. С другой стороны, понятно, что некоторые моменты не договариваются до конца или осторожно обходятся, особенно с высоты прожитых лет. А уж учитывая место работы автора – органы госбезопасности, на это надо делать определённую скидку. Впрочем, рукопись датирована 1986 годом, когда оголтелый антисоветизм только набирал обороты, так что размышления автора продиктованы ему собственной памятью, а не перестроечной шелухой статей в "огоньках" и прочих СМИ. Вот получивший назначение молодой сотрудник добирается из Хабаровска, где он служил раньше, в Комсомольск. Зимой, в автоколонне из машин, везущих оборудование на заводы строящегося города, по льду Амура, в мороз и вьюгу. Холод, темнота, непогода. Других дорог до города нет, навигация по Амуру начинается только в апреле-мае. Двери машин крепко закрыты, но леденящий ветер всё равно пробирается внутрь кабин, и Власов мысленно благодарит механика в Хабаровске, который кинул ему в ноги кусок брезента - какая-никакая, а защита от ветра. Когда в апреле будущего года автор опять будет добираться из Хабаровска в город юности, на Амуре уже будут опасные проталины, и дверцы грузовиков, наоборот, будут еле-еле прикрыты. Чтобы успеть выскочить, если машина провалится под лёд. По дороге в Комсомольск колонна встречает несколько грузовиков, едущих в Хабаровск. Кузова их прикрыты только брезентом. Они везут тяжелобольных цингой первостроителей в краевой центр. В Комсомольске просто нет больницы и персонала, способного вылечить эту опасную болезнь. Сколько человек доедут живыми до Хабаровска? Куда смотрят власти, не организовав медпункт в городе юности? Цинга звучит страшно, и такой же страшной хворью она и является - на ногах и руках появляются раны и язвы, чернеют дёсны, начинают выпадать зубы, и возможен летальный исход. Впоследствии, когда в город всё-таки приехали врачи, автор описал способ лечения комсомольских вожаков - Ивана Сидоренко и еще кого-то. Их отправили в тайгу, где они ели бруснику (цинга вызвана недостатком витамина С), убили лося и пили его кровь. Однообразное питание вообще губительно для здоровья. Автор описывает, что в заводской столовой давали одни крупы и шпроты. Хотя можно было организовать людей на охоту и снабжать людей свежим мясом. Отдельная бригада, которая ушла дальше в тайгу и заготавливала лес для строительства завода, именно так и поступила. В книге я встретила факт, которого никогда не знала - оказывается, самый первый самолёт Р-6, построенный на авиационном заводе, взлетел с амурской глади (он был на поплавках), слетал в Хабаровск, сбросил там приветственный вымпел, вернулся в Комсомольск и... упал в Амур из-за внезапно заглохшего мотора. Учитывая, что у авиазавода и так было непростое рождение - первоначально выбранная площадка для строительства была затоплена водой, и весь труд 1932-1934-х годов пропал, довольно сложно было пережить ещё и гибель самолёта-"первенца". Тем не менее, строительство двух заводов продолжалось, и люди отвоёвывали место для города у тайги. Н.Власов описывает в основном жизнь и работу на Дзёмгах. Пока тут не было милиции (ну вот реально - начали строить город в двух местах - вокруг двух заводов, а милиционеров не прикомандировали), он расследовал бытовую уголовщину - хулиганство, пьянки, воровство. Описан случай, когда сторож сжёг лесопилку. "Диверсия!" - набросились следователи. Власов же установил, что поджога не было, а сгорело всё в результате банальной пьянки, когда сторож пустил каких-то мутных собутыльников в охраняемое помещение. Сторож получил 3 года лагеря. А что, его по головке надо было гладить, уродца? Лесопилка не просто доски давала, а материал для строительства завода и жилых домов. Впоследствии начались дела и политические. Описано, каким изуверским способом - "конвейером" - пользовались его коллеги. Это когда обвиняемого допрашивают по очереди следователи, не давая тому ни спать, ни есть, ни отдыхать, и выбивая признания. Сам Власов такой способ считал неправильным, но ничего не мог поделать со своими коллегами. Один начальник цеха авиазавода, Звонов, был задержан по указу из Москвы. Но никаких компрометирующих документов, на основании которых можно было бы вести следствие, Москва не предоставила. Следователи начали выбивать показания о вредительстве, и сломленный человек подписал всё, что от него требовали. Следователи ликовали - найдено целое гнездо антисоветских элементов! Был арестован директор завода Кузнецов, 28 месяцев велось следствие, никаких обвинений директору предъявить не смогли и отпустили на свободу. Но расследование дела Кузнецова в данной книге не описывается, на тот момент Власов уже уволился из органов НКВД. Суровая и зачастую трагическая история строительства Комсомольска-на-Амуре предстаёт в ином свете, нежели обычно рассказывают в музеях. Известный "копай"-город, т.е. шалаши, сложенные из ветвей и обмазанные глиной, только на фотографиях выглядят героически. В реальности люди, спавшие в этих продуваемых строениях одетыми, утром примерзали к топчанам. Почему так легкомысленно и даже преступно организаторы строительства относились к людям, приехавшим на берег Амура, не обеспечивая нормальными условиями проживания? Некоторые вербовщики, зазывавшие на строительство Комсомольска людей из центральной части СССР, то ли из беспечности, то ли из дурости, иногда призывали ехать на Дальний Восток чуть ли не в том, в чём сейчас одет, ничего не брать, обещая, что на месте всё дадут. И оказывался человек в Комсомольске в летних туфлях и гол как сокол. Набиравшие на строительство авиазавода были мудрее, они говорили - берите одежду, обувь, скарб, берите всё, что нужно, и люди приезжали иногда даже со скотиной, что, конечно, очень помогало обустроиться на первых порах. Авиазавод более активно, чем судостроительный, начал строить жильё для рабочих и инженеров, строить объёкты соцкультбыта. Книга также ценна бытовыми зарисовками. На Дальний Восток в 30-е годы нельзя было просто так приехать в гости к родственникам, надо было получать официальную справку в органах НКВД после проверки. Почему? Страна готовилась к войне с Японией, поскольку шпионские тихие и явные боевые действия (бои на Халхин-Голе) немиролюбивые соседи уже разворачивали. Некоторые людские типажи никуда не делись с 30-х годов. Жена автора стала работать над организацией детского сада на Дзёмгах, получила ткань для шитья постельного белья для детей. Швея ей предлагает – тут надо 300 комплектов, давай по несколько сантиметров от каждой простынки-наволочки отрежем, и тебе, и мне будет хорошо. На что жена автора пообещала при приёмке работы взять линейку, и если будет выявлено хоть малейшее отклонение от размеров, то этой линейкой она прямиком загонит хитроумную швею в соответствующие органы. Рукопись легко и интересно читать. Несмотря на то, что автор по происхождению крестьянин, и из образования у него только Высшая пограничная школа ОГПУ (Москва), слог у книги хороший, повествование разворачивается плавно, осмысленно, без рывков, где надо - подпуская интригу, где надо - отдыхая телом и душой. Автор был большим любителем охоты, и охотничьи вставки выписаны тоже отлично. Я в этом мало что понимаю, но заметку о том, как медведь пришиб охотника, и оставил умирать, чтобы потом прийти полакомиться мясом "с душком", запомнилась влёт. Охотника спасли, даже содранный скальп пришили на место. Очень интересная и любопытная книга. Её можно порекомендовать всем интересующимся прошлым Комсомольска-на-Амуре. Историю можно и нужно очищать от нагромождения как трескучей официальной пропаганды, так и от чернухи оголтелого антисоветизма.
 
Профиль
E-Mail
Наверх
Сиреневый
Завсегдатай

 
Всего сообщений: 266
Дата регистрации: 29.04.2008
Создано: 20.09.2013 20:20:39
 
 
[b]Светлана,[/b] отличная рецензия :!:
 
Профиль
E-Mail
Наверх
Павел Трутнев
Администратор

 
Всего сообщений: 1607
Дата регистрации: 03.02.2007
Создано: 27.09.2013 12:12:55
 
 
Сейчас эта рукопись актуальна даже тем, что там описано НАВОДНЕНИЕ на Старой площадке авиазавода! Читали? "Вспоминаю: спим на нарах в шалаше. Ночью слышу какой-то шорох на улице. Шалаш потряхивает. Встал на землю и … по колено в воде! Испугался… Откуда? Взглянул, а тут творится что-то невероятное! Кричу: Ребята, потоп! Выходите все! И началось… Из шалашей начали вытаскивать вещички, а вода, поверите ли, прибывает на глазах! Поплыл мусор, коряги, раскидало штабель леса, поплыли бревна. Под напором воды, хлама, бревен и деревьев с корнями наши шалаши затрещали и поплыли. А вода в районе шалашей по пояс. Слышим крик, визг, истерические вопли: Спасите! Погибаем! Это подают голос девчата, что проживают в сараях на сваях, оставленных нанайцами. Их мы сделали двухэтажными. Побрели спасать их. Подсаживаем на спины и на сухое место. Поднялся звериный рев! У нас были на привязи пара медведей. Кормили на мясо в столовую. Медведи вначале воде обрадовались, стали купаться, играть. А когда вода поднялась, уплыть не дают цепи. Чувствуя неладное, медведи заорали, да так, что душу захватывает. Пришлось отвязать, вытащить на сушу и их. А наши девушки в страхе выскочили из своего жилища чуть ли не в чем мать родила… Кто в ночной рубашке, кто в трусах и всё. А их гаремы унесло водой! Вместе с одеждой. Мы начали подшучивать, а они: Чем зубоскалить, искали бы одежду! Впереди от нас густые тальниковые кусты. Шалаши и сараи теперь в разобранном виде в них и застряли. Пришлось идти, а кому и плыть на розыски. Кое-что поймали, одели девчат, в свое или чужое – не разбирались, лишь бы налезало!.." Этот отрывок книги Е. Н. Хорошилов приводит в своих [URL=http://kmslife.ru/events/detail.php?ID=14060]Размышлениях о наводнении 2013 года[/URL]
 
Профиль
E-Mail
Наверх
Lev
Постоялец

 
Всего сообщений: 127
Дата регистрации: 11.07.2007
Создано: 13.10.2013 14:16:47
 
 
Опыт борьбы с медведями в Комсомольске раскрыт в рукописи полностью :idea: ;)
 
Профиль
E-Mail
Наверх
Михаил Птухин
Посетитель
 
Всего сообщений: 13
Дата регистрации: 18.09.2013
Создано: 14.10.2013 18:00:46
 
 
Не получается скачать открывается такая страница: Ничего не найдено Возможно, владелец удалил данные или закрыл к ним доступ. А может быть, вам досталась ссылка с опечаткой.[B][/B][B][COLOR=red][COLOR=red]
 
Профиль
E-Mail
Наверх


Сообщения 1 - 10 из 16
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец 

Читают тему
гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0


Список форумов
Новые темы
Поиск по форумам
Помощь
Войти







Главная страница / Статьи


 

Новости
в Комсомольске
08.11.2018  Единоросс Климов уничтожил трамвайное движение в "городе президентского внимания"
24.10.2018  7 ноября пройдёт демонстрация и митинг
05.10.2018  В День памяти трагического расстрела защитников Советской власти на пл. Юности прошёл митинг
29.09.2018  Акция памяти о трагическом расстреле Советской власти пройдёт в Комсомольске-на-Амуре 4 октября
23.09.2018  Одиночные пикеты против фальсификации выборов прошли в Комсомольске-на-Амуре (ВИДЕО)

в регионе
11.11.2018  Япония хочет прийти к соглашению по Курилам в 2019 году
06.10.2018  Хабаровский губернатор попросил Генпрокуратуру проверить законность выплат чиновникам
11.09.2018 12:00:00  На поддержку «красного кандидата» в Приморье вылетает Грудинин с 35 млрд. рублей
15.08.2018  Из Кинешмы в Хабаровск 15 августа 1945 года переехал целый драмтеатр
21.07.2018  Госдолг Хабаровского края вырос до 46,6 млрд рублей
Сервисы
-Знакомства в Комсомольске
-Вид на Комсомольск со спутника
Популярные разделы
-Литература
-Музыка

 


© ТОО «КМС-Лайф», 2006-2007
При использовании материалов сайта
гиперссылка на kmslife.ru обязательна.
Разработка и продвижение «Парасоль»
главная
страница
сведения
о городе
выбираем
покупаем
учеба
работа
отдых
общение
новостистатьифотогалереяфорумблогизнакомства
реклама на сайте
о нашем сайте
наши партнеры
контакты